Одной ногой в Африке, другой в Азии.
Географически Синайский полуостров является частью Азии и отделен от Африки (и остальных территорий Египта) рукотворной махиной Суэцкого канала. Вклиниваясь в Красное море, полуостров омывается водами Суэцкого залива на западе, Акабского – на востоке. Через Синайский полуостров пролегал Шелковый путь – купцы везли товары с Дальнего Востока в Египет.
Северную часть полуострова занимает пустынное плато, горы на юге образованы кристаллическими породами, окрашенными преимущественно в красные цвета. За исключением редких оазисов и приморской полосы, пустынные ландшафты Синая практически безжизненны.
Неплодородные земли Синая не привлекали земледельцев-египтян, и полуостров оставался незаселенным ими на протяжении многих сотен лет. Однако в прошлом веке интерес к Синаю проявили израильтяне - во время "шестидневной войны" 1967 года израильские войска захватили весь Синайский полуостров вплоть до Суэцкого канала. Тогда же была заложена основа процветающей сегодня туристической инфраструктуры – израильтяне начали строить гостиницы в Шарме, Дахабе, Нувейбе, Табе. Оккупация официально продлилась до 1979 года, когда между Египтом и Синаем был подписан мирный договор. Однако окончательно израильские войска покинули территорию Египта лишь 25 апреля 1982 года – этот день был объявлен национальными праздником. Лебединой песней прозвучало требование отдать Израилю невообразимой красоты Табу [написать что ли про арбитраж по Табе? Скучно это, не буду].
По результатам мирного договора израильтяне получили право въезжать на территорию Южного Синая сроком до 15 дней без получения визы. И охотно этим правом пользуются – туристов из Израиля очень много, особенно на курортах Акабского залива. Большинство приличных машин – именно с желтыми израильскими номерами, поверх которых прибиты чуть ли не гвоздем местные «гостевые». На иврите говорят гиды, торговцы сувенирных лавок, обслуживающий персонал отелей. Свободно говорят и многие бедуины, в особенности те, кто за время оккупации успел откочевать в Израиль и вернуться обратно. Выезд за пределы Южного Синая однако израильтянам запрещен – этим объясняется, наверное, огромное количество блок-постов на всех дорогах полуострова (хотя сами арабы объясняют это еще и частыми визитами Президента Мубарака в свою резиденцию в Шарме).
Море, солнце, ветер.
Курортные городки расположены как на побережье Суэцкого залива (Хургада, Эль-Гуна, Сафага), так и на побережье Акаба (Шарм Эль Шейх, Дахаб, Нувейба, Таба). Суэцкий залив открыт для судоходства и активно эксплуатируется – это не лучшим образом сказывается на экологии и престиже курортов. Акабский залив слишком мелкий и «коралловый» для промышленного судоходства и туристическая индустрия – полновластный хозяин этих мест. Более того, обширные участки побережья Акабского залива являются охраняемыми зонами и заповедниками (Рас Мохаммед, Рас Абу Галум, Набк).
Крупнейший курорт Синая – Шарм Эль Шейх. Международный аэропорт, десятки гостиниц, кафе, дискотек самого разного уровня, великолепные пляжи и коралловые рифы – к услугам туристов со всего мира.
Нувейба и Таба, в противоположность шумному и людному Шарму, привлекают любителей покоя и уединения в райском уголке. Здесь больше всего израильских семей с детьми и пожилых европейцев.
Но любители виндсерфинга, кайтинга, дайвинга, треккинга и прочего экшна, дружно скажут Синай – это Дахаб, Дахабыч, и окресности.
Золото Синая
Дахаб (араб. – «золото») – мекка дайверов и винсерферов со всего мира, лазурное море с кораловыми рифами, радующие глаз пальмы и искрящиеся золотом чистые песчаные пляжи, собственно и давшие название месту. Расположен Дахаб на побережье Акабского залива Красного моря, в 87 км на север от Шарм Эль Шейха.
В южной части Дахаба - на пляжах бухты Эль Куара (El Quara) - белые комфортабельные отели, ухоженные пляжи и парки. Мелководная лагуна шириной 300 и длинной около 800 метров – прекрасное место для начинающих и совершенствующихся виндсерферов. Более продвинутые райдеры берут водонепроницаемые рации, огибают Риф Наполеонов (красивый коралловый риф, с миллионами одноименных обитателей), преодолевают небольшой чоп и попадают из лагуны в Зону 2 (скорость) и Зону 3 (волны). Все довольны, ура! Когда ветер затихает, над лагуной гордо реют кайты – к нашему удовольствию этот спорт активно развивается.
Вблизи гостиниц расположен так называемый "Верхний город" – муниципальные и государственные учреждения, дома обслуживающего персонала гостиниц, мечеть, а также автовокзал, откуда отправляются рейсовые автобусы в Шарм-Эль-Шейх, Таба и Каир.
Сама же деревня расположена на берегу соседней бухты Газала (Ghazala). Та часть деревни, что называется Масбад, представляет собой несколько улочек, сплошь набитых лавками, ресторанчиками-кафешопами, отелями и дайвинговыми центрами (именно туда привозят таксисты, когда говоришь "В деревню (город)", «в центр» или "В Дахаб"). Эль Ассала - это все окрестное поселение, не являющееся Масбадом - та часть деревушки, где обитают и питаются "местные" (большая часть "местных" - арабы на шабашке из Каира, Александрии на полгода-год; исключением являются разве что бедуины, семьи которых живут в Ассале, и "крепко зависшие" в Дахабе арабы и европейцы). В северной части Ассалы расположены дома бедуинов, мечеть, кладбище и подстанция.
Из развлечений доступны уже упомянутые винд- и кайтсерфинг, дайвинг и сноркелинг, обычные пляжные развлечения, посиделки в кафешопах (отличная недорогая еда, безалкогольные напитки, кальян), шоппинг. Есть несколько дискотек и баров, имеющих лицензии на торговлю алкогольными напитками. В пределах двух часов езды от Дахаба находятся многие заслуживающие внимания достопримечательности Синая, о некоторых из которых будет сказано отдельно.
Дети пустыни.
Еще 50 лет назад здесь было лишь небольшое бедуинская стоянка Эль Ассала. Жители его оставляли там свои семьи, отправляясь в пустыню со стадами коз или с караваном в далекие крупные города, рыбачили понемногу и не больно-то чего настроили. В сущности, таким Дахаб и остался, разве что оброс немного элементами цивилизации. Есть комфорт, есть привычные курортные развлечения, «найтлайф» - но атмосфера рыбацкой деревушки и кочевой стоянки сохранилась; время, которое остановилось для бедуинов, замедляет свой бег и для гостей.
Бедуинов (Араб. - бадауин - люди бадии, пустыни) многие сравнивают с цыганскими таборами, нередкими в Европе, но что-то общее наверное можно найти у всех кочевых племен. По поводу происхождения бедуинов существуют две точки зрения. Многие считают, что это те же арабы, но придерживающиеся традиций кочевой жизни. Мол, раньше все арабы были кочевниками, а потом большинство перешло к оседлой жизни, начало создавать государства, а отдельные кланы остались «пустынными людьми». Действительно, в удостоверениях личности бедуины записаны арабами, они говорят на арабском. Другие считают, что это отдельные семитские племена, живущие в пустыне не менее 4-5 тыс. лет и до 6 в. ни с кем не смешивавшиеся. Сначала они были язычниками, позже, в 4 в. н.э. бедуины стали исповедовать христианство. В 6 веке они приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами.
Доподлинно неизвестно, сколько бедуинов в Египте, поскольку переписи они не поддаются. Но примерно: 3 тысячи человек. Принято считать, что на Синайском полуострове представлены восемь кланов бедуинов (крупнейшие – Аль Аббади и Аль Маази, отдельные кланы населяют Рас Абу Галум и Набк), возглавляемые шейхами. Интересно, что свой титул шейх клана передает по наследству любому сыну на свое усмотрение, причем, если ни один из сыновей не производит достойного впечатления, шейх может выбрать на эту роль любого другого мальчика из клана, взяв его на воспитание. Внутри кланов выделяют роды (каум) и семьи (ахль), возглавляемые старейшинами. И сейчас, как много лет назад, бедуины крайне неохотно прибегают к разрешению спорных вопросов при посредничестве властей, более полагаясь на своих старейшин.
Бедуины очень неприхотливы в быту и не склонны к физическому труду, предпочитают необременительное скотоводство, услуги туристам, мелкую торговлю. Немногочисленные бедуины Синая до сих пор придерживаются традиций кочевого племени, однако все больше его представителей переходят к оседлому образу жизни – уже никого не удивляют бедуины в роли таксистов, владельцев кафе и магазинов в курортных городах.
«Жизнь меняется», рассказывает нам в кафе бедуин по имени Хуссейн. «Моя семья пришла сюда из Саудовской Аравии. В детстве мы с отцом ходили по Израилю. А теперь мне нужно получат гражданство, паспорт и визу, чтобы попасть туда … Зачем это? Да и необходимости ехать далеко нет. Сейчас у меня есть такси. Время от времени я еще работаю в кафе, пеку хлеб и готовлю хабак чай для туристов. Моя жена и дочери зарабатывают на сувенирах». Одна из его девчонок крутится тут же, в подтверждение слов Хуссейна раскладывая прямо на земле нехитрые бисерные украшения. «Иногда неделями не выезжаю из Ассалы, очень много работы. И не нужно каждый год снаряжать караван, идти 14 дней в Суэц, чтобы заработать несколько фунтов и купить для пропитания семьи пару мешков риса, муки, чаю, как это делал мой дед. Но хотя у меня в Ассале есть дом, я люблю жить в пустыне – там хорошо, безопасно – там ты сам себе хозяин. А еще в пустыне такой чистый песок, хлеб можно печь прямо в земле.»
В подтверждение безопасности нахождения в пустыне Хуссейн демонстрирует нам бисерные мешочки с песком, разноцветные метелки и помпоны, которые бедуины носят в качестве брелоков и вешают на верблюжью упряжь. Да, с таким оружием не страшно оказаться в пустыне даже в одиночку.
Какие же опасности поджидают бедуина вне пустыни, Хуссейн не сообщает. Однако нам известно, что их положение можно назвать даже привилегированным.
Бедуины имеют особый статус – например, не обязаны иметь паспорт, лишь некое подобие удостоверения личности (выписанное от руки, но с фотокарточкой), не служат в армии. Кроме того, земли, на которых расположены курорты Южного Синая, считаются традиционными территориями кочевания бедуинов, и отели, рестораны выплачивают крупные суммы компенсаций бедуинам за использование земли.
У местных арабов бедуины пользуются репутацией людей богатых и склонных к накоплениям.
«Да вы не смотрите, что они на земле спят», делится наш гид Хэни. Он араб, но исповедует христианство, арабов-коптов в Египте около 20%. «У них денег больше, чем у всех арабов, вместе взятых. Им за землю все платят, на туристах хорошие деньги делают. А тратить некуда – живут очень скромно, как говориться мало надо для счастья. Некоторые бедуины, правда, покупают машины, дома в Каире, Александрии». Подумав, Хэни добавляет: «А некоторые и на наркотиках, оружии деньги хорошие делают, они же неподконтрольны властям, кто их проверять будет, да ну, связываться с бедуинами не станут».
Убеждаемся мы в том, что бедуины в принципе не бедствуют, покупая безделушку-сувенир за 10 фунтов (1,3 доллара) в Рас Абу Галум. Когда бедуин открывает кошелек, чтобы дать копеечную же сдачу, нашим любопытным глазам предстает толстая пачка фунтов, долларов, евро, в сумме навскидку под пару тысяч долларов. Ну что же, копейка рубль бережет.
Бедуины – люди очень ненавязчивые, но славятся своей гостеприимностью. Они не будут бежать за туристом и кричать: «Заходи, посмотри, карашо!», но остановятся поздороваться и спросить, откуда вы и бывали ли здесь раньше. Им приписывают поговорку: «Мужчина на дороге – гость, женщина на дороге – добыча». Про женщин подтвердить не могу, видимо времена не те, а вот гостям всегда рады – предложат кофе или чаю, еды, заведут долгую беседу.
«Вот вы, туристы, все спрашиваете, а посылают ли бедуины детей в школу?», докладывает Хэни. «Нет, но это не мешает многим из них им говорить на пяти и более языках».
Очень много где мне доводилось читать, что кроме шейха и его сыновей, бедуины не умеют ни читать, ни писать, однако это далеко от истины – никто и ничто не удерживает бедуинов от этого.
Святые места.
120 км прекрасной дороги и 2 часа созерцания видов пустыни отделяют Дахаб от Монастыря Св.Екатерины – старейшего из действующих христианских монастырей. Монастырь построен в ….. у подножья горы Моисея (Хоригва) вокруг часовни Неопалимой купины. [вот притащу книжку, напишу пару слов]
Райский сад.
Безусловно заслуживает внимания Рас Абу Галум..см. соответствующий раздел.
А еще…
А еще можно посетить:
1. Голубую дыру (the Blue Hole) – культовое дайверское место, красивый глубокий риф с голубыми кораллами. 10 км от Дахаба.
2. Риф «Три бассейна» (the Three Pools Reef) - совсем недалеко от Лагуны, в которой расположены отели. 7 км от Дахаба. Отсюда любители созерцания нетронутой природы и посиделок с бедуинами могут продолжить путешествие в оазис Вади Гюнай (Wadi Gnai) и на пляжи Габр Эль Бинт (Gabr El Bint). Еще 5-7 км.
3. Полный список рифов - http://touregypt.net/vdc/divesite.htm
4. Geziret Faraum – коралловый остров недалеко от Нувейбы с развалинами древней крепости крестоносцев. Расположен в самом узком месте Акаба, откуда открывается вид на берега 4 стран – Египта, Израиля, Иордании и Саудовской Аравии. http://touregypt.net/Geziret_Faraun.htm
5. Рас Мухаммед (Ras Mohammed) – национальный заповедник с очень красивыми коралловыми рифами и строгими правилами их посещения. Около 2 часов на моторной лодке от Дахаба.
6. Цветной Каньон (Colored Canyon)– самый настоящий каньон, переливающийся всеми цветами радуги и небольшая бедуинская деревушка.
7. Набк (Nabq) – заповедник на берегу Акабcкого залива в 50 км от Дахаба, в 35 км от Шарм Эль Шейха, самая северная мангровая популяция (Avicennia marina) на побережье Красного моря, уникальные дюны, живописные пляжи и коралловые рифы. Единственные жители – бедуины, зона закрыта для проезда любых транспортных средств, но частично доступна для пешего туризма и поездок на верблюдах. http://touregypt.net/parks/nabq_managed_resource_protected_.htm
8. Несчетное количество менее известных, но не менее прекрасных оазисов, каньонов, гор и дюн. О многих из них можно почитать здесь http://www.desert-divers.com/page75.html на английском.
Back to Dahab Index
Back to Main
Write me
|